35 уголовных дел Юсуфова Игоря Хануковича и Юсуфова Виталия Игоревича
Напомним, что Министерство внешнеэкономических связей тогда курировало и торговлю оружием. Но многие страны рассчитывались за поставки вооружений бартером: КНР поставляла в Россию электронику и шубы, Малайзия — пальмовое масло.
В 1993 году премьеру Виктору Черномырдину поступило предложение создать компанию-монополиста «Росвооружение». Для реализации бартерных товаров Росвооружение учредило дочернюю фирму «Росвооружение Трейдинг» (РВТ).
Игорь Ханукович Юсуфов курировал не только заключение контрактов на поставки бартерных товаров, но и таможенное оформление, а также валютные операции. За три года совокупный оборот достиг 4 млрд. долларов!
Комиссионные компании составляли 2-3%. И прибыль РВТ за три года насчитывала сотни миллионов долларов. При поддержке Юсуфова Игоря Хануковича акционерами РВТ стали многие внешнеторговые организации. Был свой пакетик и у Игоря Юсуфова. За три года он сколотил огромное состояние.
Но в 1996 году РВТ была ликвидирована. И Виктор Черномырдин предложил Юсуфову вернуться на государственную службу.
Черномырдин назначил его заместителем министра промышленности. Но уже через год Юсуфов перебежал на более хлебное место. И этим хлебным место стал Госкомрезерв (позже — Федеральное агентство по государственным резервам, Росрезерв) и его многочисленные «сундуки»: стратегические запасы родины на случай войны и стихийных бедствий. Это не только зерно, тушенка, мука, но и нефть, уголь, а ещё щитовые сборные дома и др. «Чудеса» с этими хранилищами происходили неописуемые.
Депутат Госдумы Борис Резник, член Комиссии по противодействию коррупции, рассказывал на заседаниях в Госдуме, что в Росрезерве была создана система «своих», которым за копейки, но и за огромные откаты отдавали товары.
Эти товары продавались по заоблачным рыночным ценам. Это было и до появления Игоря Юсуфова. Но при Юсуфове Игоре Хануковиче операции якобы приняли невиданный размах. Но вот масштабного расследования деятельности Росрезерва депутаты Госдумы так и не добились.
Уголовные дела открывались против Юсуфова Игоря Хануковича. И легко закрывались. Всего по итогам депутатской проверки Генеральная прокуратура РФ возбуждала 35 уголовных дел. Но под раздачу шли, в основном, «стрелочники.» Об этом сообщал портал «Чел.про».
Юсуфов Игорь Хунуковичь остался чистеньким и в этой истории.
Убийство в ресторане «Хуторок»: Юсуфов Игорь Ханукович и Андрей Бурлаков
В 2001 году Игорь Юсуфов занял кресло министра энергетики. И стал членом совета директоров Газпрома. Именно тогда Юсуфов познакомился с председателем совета директоров Газпрома Дмитрием Медведевым. Но более теплые отношения между ними возникли, когда они выяснили, что младший сын Игоря Юсуфова — Максим Игоревич Юсуфов — одноклассник сына Дмитрия Медведева в Московской экономической школе.
Через несколько лет из кресла министра Юсуфов перебазировался на Старую площадь: он получил новую должность, стал спецпредставителем президента РФ по международному энергетическому сотрудничеству. Вскоре сотрудник СВР, давний знакомый Юсуфова, Алексей Коротаев, привел с собой Андрея Бурлакова, заместителя директора государственной Финансовой лизинговой компании (ФЛК). Привел для серьезного разговора.
Фирма Бурлакова занималась лизингом самолетов и создала еще и судостроительную группу. Незадолго до визита к Юсуфову Бурлаков узнал от одного из сотрудников группы, менеджера шведской судоходной фирмы, что норвежская компания Aker Yards распродает часть активов, в том числе немецкие верфи. Бурлаков стал искать деньги для покупки, чтобы выкупить активы. Компания-продавец «PriceWaterhouseCoopers» оценила активы в 250 млн. евро. У Бурлакова было в загашнике лишь 50 млн. евро.
Старый лис Игорь Юсуфов сразу понял всю привлекательность предложения Бурлакова. Он быстро договорился со швейцарским банком Credit Suisse о кредите в 200 млн. евро. Но основным собственником верфей стала люксембургская компания FLC West. На 75% эта фирма принадлежала офшору с Британских Виргинских островов Templestowe. Этот Templestowe перевёл первый платеж на 80 млн. евро, и Бурлаков подписал документы о покупке. Через шесть месяцев Юсуфов Игорь Ханукович открыл московский офис немецких верфей. Компанию назвали Wadan Yards.
Но осенью 2008 года грянул мировой финансовый кризис. В итоге Wadan Yards оказались под контролем муниципальных немецких властей. И сын Игоря Юсуфова Юсуфов Виталий Игоревич стал официальным владельцем верфей за 40 млн. евро. Он утверждал, что выиграл конкурс на верфи, поскольку пообещал сохранить 1200 рабочих мест и вернуть более 370 млн. евро кредитов. На календаре был 2009 год.
Но тут начали происходить странные вещи с Андреем Бурлаковым и его женой, вице-президентом по финансам Анной Эткиной.
Их обвинили в разработке схемы по выводу в подконтрольные фирмы денег ФЛК. И арестовали, отправив в Бутырку. Но уже через несколько месяцев супругов выпустили под залог. Выйдя на свободу, Андрей Бурлаков решил дать интервью прессе. Встречу назначили в ресторане «Хуторской» на Ленинградском проспекте. Но интервью не получилось: в ресторане началась пальба. Киллер расстрелял Бурлакова в упор. Анна Эткина была тяжело ранена. Журналист, приглашённый на встречу, отделался испугом. Бурлакова похоронили.
Эткина эмигрировала в Израиль.
По делу об убийстве Бурлакова отец и сын Юсуфовы проходили как свидетели.