«Под крылом» Дмитрия Медведева
О чиновничьей карьере Юсуфова можно рассказывать долго, перечислим кратко ее основные вехи. До 1996 года он находился «на руководящей работе» в «Росвооружении»; затем стал замминистра промышленности, отвечая «за золото и алмазы» и в этом статусе вошел в совет директоров ОАО «Лензолото». В 2001 году последовало назначение министром энергетики и избрание председателем советов директоров «Роснефти» и «Транснефтепродукта», несколько позже – вхождение в совет директоров «Газпрома».
В 2004-2011 гг. Юсуфов – спецпредставитель президента по международному энергетическому сотрудничеству в ранге посла по особым поручениям МИД России. К моменту последнего назначения он уже был близко знаком с Дмитрием Медведевым, на президентство которого пришелся, по выражению «Forbes»,«взлет бизнесменов Юсуфовых».«Игорь Юсуфов – это человек, который тогда мог открывать ногой дверь в высокий кабинет в Кремле», – цитировало издание слова бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Но, как гласит поговорка, «и на старуху бывает проруха». Осенью 2009 года фамилия Юсуфова фигурировала в громком скандале, связанном с расследованием аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, в результате которой погибли 75 человек. Тогда комиссия Ростехнадзора, установив причины ЧП, назвала имена шести лиц, чьи действия способствовали возникновению аварии. В их числе оказался и Юсуфов: как выяснилось, будучи главой Минэнерго, он «не создал механизмов реального государственного контроля и надзора за безопасной эксплуатацией объектов энергетики, в том числе включенных в состав РАО «ЕЭС России».
Вряд ли скандал как-то отразился на карьере чиновника: Медведев отправил его в отставку только в апреле 2011 года, официально – в связи с упразднением должности. Впрочем, озвучивалась и другая возможная причина, неофициальная. Дело в том, что Игорь Юсуфов и его семейство, как коллективный «товарищ Саахов» из старой советской комедии, начали «путать свою личную шерсть с государственной».
Практически одновременно с отставкой стало известно, что сын президентского спецпредставителя Виталий Юсуфов стал владельцем 19,91% акций «Банка Москвы», выкупив их за 1,1 млрд долларову президента кредитного учреждения Андрея Бородина.
Интересная деталь: сделка совершалась на деньги самого банка, выдавшего структурам Юсуфова кредит на соответствующую сумму под залог немецких верфей «Nordic Yards».
Спустя несколько месяцев находившийся в Лондоне Андрей Бородин в интервью «Ведомостям» раскрыл любопытные подробности сделки:
«Если проанализировать все, что происходило с Банком Москвы с сентября прошлого(2010-го) года, то понятно, что за всей этой историей стояло политическое решение – взять банк под контроль. А выполняли это решение предправления ВТБ Андрей Костин и Игорь Юсуфов, близкий к верхам. Юсуфов прямым текстом мне сказал, что действует в интересах и по поручению президента Дмитрия Медведева, который и принял решение о получении государством контроля над Банком Москвы».
Сам Игорь Юсуфов, конечно же, назвал версию Бородина «ложью и клеветой», подчеркнув, что «ни с кем не советовался и ни от кого никаких поручений не получал», действуя исключительно в интересах сына. Последовала реакция и со стороны официального Кремля:
«Президент Дмитрий Медведев никогда не участвовал ни в каких коммерческих переговорах и не давал указаний по тем или иным коммерческим проектам. Ссылки на якобы имеющиеся поручения от руководства страны, к сожалению, стали «хорошим тоном» в бизнес-среде. Подобные высказывания остаются на совести тех, кто их делает», – заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова.